Концепции Власти В Политической Науке


Культура и власть в послевоенные годы. Война нанесла значительный ущерб отечественной культуре, ее материальной базе. Были разрушены тысячи школ, сотни вузов и музеев, сожжены или вывезены за пределы сараны сотни тысяч книг. С фронта не вернулись многие талантливые ученые, писатели, художники. Сократился выпуск специалистов в вузах.

В трудных условиях послевоенного времени государство изыскивало средства для развития науки, народного образования, искусства. Возрождение разрушенных очагов культуры началось сразу же после изгнания врага с оккупированных территорий и продолжалось в последующие годы.

Характерной чертой развития культуры в послевоенные годы было усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества. Сфера идеологии рассматривалась как некий «идеологический фронт», где главный удар следовало направить против остатков буржуазных взглядов и низкопоклонства перед культурой буржуазного Запада, против отступления от марксизма в науке, литературе и искусстве.

Требования Рє работам творческой интеллигенции нашли отражение РІ постановлениях ЦК партии второй половины 40-С… РіРѕРґРѕРІ РїРѕ вопросам литературы Рё искусства. Р’ числе первых появилось постановление «О журналах «Р—везда» Рё «Р›РµРЅРёРЅРіСЂР°Рґ»В» (1946 Рі.). РџРѕРІРѕРґРѕРј для него послужила публикация РІ журнале «Мурзилка» рассказа Рњ. Рњ. Зощенко «Приключения обезьянки», перепечатанного затем литературным журналом «Звезда». Политическая оценка детского рассказа Рњ. Рњ. Зощенко была дана РЅР° заседании РћСЂРіР±СЋСЂРѕ ЦК партии, РіРґРµ присутствовали Р?. Р’. Сталин, секретарь ЦК РїРѕ вопросам идеологии Рђ. Рђ. Жданов, РґСЂСѓРіРёРµ идеологические работники, писатели. Повести, рассказы Рё стихи СЂСЏРґР° авторов были признаны несовместимыми СЃ социалистическим мировоззрением. Рњ. Рњ. Зощенко был обвинен РІ безыдейности, вульгарности Рё аполитичности. Р’ постановлении Рё РІ разъясняющих его публикациях содержались политические обвинения Рё оскорбления РІ адрес Рђ. Рђ. Ахматовой, Рњ. Рњ. Зощенко Рё РґСЂСѓРіРёС… советских литераторов.

Одностороннюю, неоправданно резкую оценку творчества РіСЂСѓРїРїС‹ талантливых драматургов Рё композиторов, деятелей театра Рё РєРёРЅРѕ содержали постановления ЦК партии «О репертуаре драматических театров», «О кинофильме «Р‘ольшая жизнь»В», «Об опере «Великая дружба» Р’. Мурадели» Рё РґСЂ. Эти постановления тяжело отразились РЅР° творческих судьбах отдельных деятелей культуры, РЅР° последующем развитии литературы Рё искусства.

На рубеже 40—50-х годов ЦК партии организовал дискуссии по вопросам философии, политэкономии и языкознания. Участие в них наряду с представителями науки принимали руководители партии и государства. Так, в дискуссии, организованной с целью обсуждения книги Г. Ф. Александрова по истории западно-европейской философии, принял участие А. А. Жданов. Он обвинил автора учебника в преклонении перед буржуазной западной философией, призвал советских ученых «возглавить борьбу против растленной и гнусной буржуазной идеологии».

В конце 40-х годов развернулась борьба за советскую национальную культуру, против космополитизма. Страницы газет и журналов были заполнены статьями, направленными против «буржуазного космополитизма» и его носителей. Космополитами были объявлены представители науки, литературы и искусства, в творчестве которых усматривалось «преклонение перед всем западным». Особенно сильно эта кампания затронула историческую науку.

РњРЅРѕРіРёРµ известные советские ученые (Р?. Р?. РњРёРЅС†, Р?. Рњ. Разгон Рё РґСЂ.) были обвинены РІ искажении истории советского общества. Трудам этих авторов инкриминировались принижение роли РЎРЎРЎР  РІ РјРёСЂРѕРІРѕРј историческом процессе, умаление роли СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ народа Рё СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ рабочего класса РІ победе Октябрьской революции Рё Гражданской РІРѕР№РЅРµ, РІ построении социалистического общества. Борьба СЃ космополитизмом сопровождалась «проработками» Рё административными мерами против известных исследователей. РћРЅР° привела Рє тому, что РІ науке РЅР° долгие РіРѕРґС‹ остались нетронутыми сложившиеся РІ 30—40-Рµ РіРѕРґС‹ концепции исторического развития. Малейшие отклонения РІ трудах ученых РѕС‚ сложившихся взглядов, РёС… попытка РїРѕ-РЅРѕРІРѕРјСѓ взглянуть РЅР° научные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ рассматривались как нарушение принципа партийности РІ науке.

Административное вмешательство в творческую деятельность представителей культуры, борьба с «буржуазной идеологией», политические оценки художественного творчества и научной работы вызывали глубокие деформации в развитии духовной жизни общества.

«Оттепель» и художественная интеллигенция

Либерализация общественно-политической жизни дала мощный импульс для развития литературы Рё искусства. Было ослаблено идеологическое воздействие РЅР° творчество художественной интеллигенции. Р’ 1958 Рі. ЦК РљРџРЎРЎ РїСЂРёРЅСЏР» постановление «Об исправлении ошибок РІ оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий», «От всего сердца». Были реабилитированы РјРЅРѕРіРёРµ деятели культуры — жертвы политических репрессий. Стали издаваться РєРЅРёРіРё Рђ. Веселого. Рџ. Рќ. Васильева, Р?. Р­. Бабеля Рё РґСЂ.

Оживлению РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ жизни общества способствовало возникновение новых творческих СЃРѕСЋР·РѕРІ. Были сформированы РЎРѕСЋР· писателей РСФСР, РЎРѕСЋР· художников РСФСР, РЎРѕСЋР· работников кинематографии РЎРЎРЎР . Появились РЅРµ издававшиеся ранее литературно-художественные Рё общественно-политические журналы «Москва», «Нева», В«Р?ностранная литература», «Юность» Рё РґСЂ. Р’ столице был открыт новый драматический театр «Современник», РѕСЃРЅРѕРІСѓ труппы которого составили выпускники школы-студии РњРҐРђРў. Проводились литературные вечера известных писателей Рё поэтов.

Р’ конце 50-С… — начале 60-С… РіРѕРґРѕРІ состоялось несколько встреч партийно-государственных руководителей СЃ представителями художественной интеллигенции. Участие РІ РЅРёС… принимали Рќ. РЎ. Хрущев Рё секретарь ЦК РїРѕ идеологии Р›. Р¤. Р?льичев. Отношения главы государства СЃ деятелями литературы Рё искусства складывались непросто. Работа РїРѕ восстановлению законности, РїРѕ реабилитации невинно осужденных лиц принесла Р?. РЎ. Хрущеву широкую популярность. Однако его попытки вмешательства РІ творческую лабораторию работников культуры, некомпетентность Рё категоричность РІ оценках РёС… творчества привели Рє потере РёРј авторитета. Определенную роль РІ этом сыграла организованная РЅРµ без ведома Рќ. РЎ. Хрущева травля талантливого писателя Рё поэта Р‘. Р›. Пастернака. Р’ 1958 Рі. Р·Р° роман «Доктор Живаго», запрещенный Рє изданию РІ РЎРЎРЎР  Рё опубликованный Р·Р° рубежом, Р‘. Р›. Пастернак был удостоен Нобелевской премии РїРѕ литературе. Р’ том же РіРѕРґСѓ его исключили РёР· состава РЎРѕСЋР·Р° писателей РЎРЎРЎР  Рё вынудили отказаться РѕС‚ Нобелевской премии.

РћРґРЅРёРј РёР· последствий либерализации внешнеполитического РєСѓСЂСЃР° явилось углубление международных связей деятелей культуры. Представители науки Рё искусства, преподаватели РІСѓР·РѕРІ направлялись РЅР° стажировку РІ разные страны РјРёСЂР°. Расширились обмен информацией между научно-исследовательскими институтами, РёС… взаимное сотрудничество РІ решении важных проблем науки Рё техники. Р’ РЎРЎРЎР  организовывались выставки РёР· крупнейших картинных галерей РјРёСЂР°. Проходили выступления лучших зарубежных театральных Рё музыкальных коллективов. Р’ РњРѕСЃРєРІРµ состоялся первый международный РєРѕРЅРєСѓСЂСЃ музыкантов Рё исполнителей РёРј. Рџ. Р?. Чайковского. РћРґРЅРёРј РёР· его лауреатов стал пианист РёР· РЎРЁРђ Ван Клиберн. Получил развитие международный туризм.

В начале 60-х годов усилились идеологический нажим на культурную жизнь и методы диктата в руководстве ею. Активизировали работу органы цензуры. Объявленная «коллективным руководством» страны демократизация общественно-политической и культурной жизни обернулась ее временной либерализацией.

Народное образование и высшая школа

Восстановление разрушенных и строительство новых школ позволили уже к концу 40-х годов значительно расширить контингент учащихся. Получили развитие школы рабочей молодежи. Они давали возможность завершить школьное образование подросткам, вынужденным в период войны прервать учебу. Для обеспечения народного хозяйства квалифицированной рабочей силой были увеличены масштабы подготовки рабочих через школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища. Только в 1946—1950 гг. они подготовили около 3,4 млн. рабочих. Был возобновлен прерванный войной переход к всеобщему обязательному семилетнему обучению. В конце 50-х годов для укрепления связей школы с производством была проведена перестройка народного образования. Существующая семилетка преобразовывалась в восьмилетнюю политехническую школу, начальная четырехлетняя заменялась трехлетней. Увеличивался срок учебы в средней школе: она становилась одиннадцатилетней. В процесс обучения старшеклассников был включен труд на производстве. Для этого на предприятиях создавались учебные цеха и участки. Однако перестройка школы оказалась несостоятельной, неэффективной. Она привела к перегрузке учебных программ и снижению общего уровня образовательной подготовки учащихся. В связи с этим в 1964 г. было решено вернуть школу к десятилетнему сроку обучения.

Растущая потребность РІ квалифицированных специалистах способствовала расширению масштабов Рё качества РёС… подготовки. Были открыты новые РІСѓР·С‹ Рё университеты РІРѕ Владивостоке, РќРѕРІРѕСЃРёР±РёСЂСЃРєРµ, Р?ркутске, Нальчике Рё РґСЂСѓРіРёС… городах. Только РІ 1950—1955 РіРі. начали действовать 50 новых РІСѓР·РѕРІ. Р’ 1959—1965 РіРі. высшие учебные заведения подготовили Рё направили РЅР° работу РІ народное хозяйство свыше 2,4 млн. выпускников.

Усиление идеологической работы не прошло бесследно для средней и высшей школы. В них вводились новые общественные дисциплины: «Обществоведение» для учащихся старших классов и «Основы научного коммунизма» для студентов вузов. Такими путями предполагалось улучшить коммунистическое воспитание подрастающего поколения. Для повышения уровня политических знаний взрослого населения расширялась сеть политшкол, университетов марксизма-ленинизма.

Развитие науки

Сразу по окончании Великой Отечественной войны началась работа по восстановлению научных центров. Стали вновь действовать Академии наук на Украине, в Литве, Белоруссии. Были созданы Академии наук в Казахстане, Латвии, Эстонии. Открылись новые научно-исследовательские институты, в том числе атомной энергии, физической химии, точной механики и вычислительной техники. Создавались исследовательские центры, связанные с отраслями, работающими на оборону. Советские ученые осуществили синтез управляемой ядерной реакции в атомном реакторе. В 1949 г. в СССР состоялось испытание атомной бомбы.

Диктатура РІ РґСѓС…РѕРІРЅРѕ-идеологической сфере тяжело отражалась РЅР° развитии науки. РЎ большими трудностями сталкивались исследователи, занимавшиеся квантовой механикой, кибернетикой, генетикой. РЎ ведома руководителей страны был организован настоящий разгром ученых-генетиков. РќР° сессии Р’РђРЎРҐРќР?Р› РІ августе 1948 Рі. РѕРЅРё были объявлены лжеучеными, Р° РёС… труды — РІРЅРµ закона.

Реформы в общественно-политической жизни периода хрущевской «оттепели», изменения в культурной политике создали более благоприятные условия для развития науки. Вступление Советского Союза в эпоху научно-технической революции потребовало расширения сети исследовательских учреждений, создания новых отраслевых институтов. В целях развития производительных сил. Сибири и Дальнего Востока было организовано Сибирское отделение Академии наук СССР. Увеличивались ассигнования на научные цели.

Научно-техническая революция потребовала развития отраслей научных знаний, непосредственно связанных СЃ созданием РЅРѕРІРѕР№ техники, СЃ использованием атомной энергии для нужд народного хозяйства. Уделялось большое внимание развитию радиофизики, электроники, теоретической физики. Р’ 1954 Рі. РІ РЎРЎРЎР  начала действовать первая промышленная электростанция РЅР° атомной энергии. Р’ РїРѕРґРјРѕСЃРєРѕРІРЅРѕРј РіРѕСЂРѕРґРµ Дубна был создан Международный центр для проведения исследований РІ области ядерной физики Рё использования атомной энергии РІ мирных целях. Р’ становлении Объединенного института ядерных исследований участвовали известные физики Рђ. Рџ. Александров, Р”. Р?. Блохинцев, Р?. Р’. Курчатов.

Проектированием новых, сверхскоростных самолетов занимались авиаконструкторы Рђ. Рќ. Туполев, РЎ. Р’. Р?льюшин Рё РґСЂ.

Советские ученые успешно трудились в ракетно-космической области. Под руководством С. П. Королева были созданы баллистическая ракета и пилотируемые космические корабли. 4 октября 1957 г. в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин первым совершил полет вокруг земного шара на космическом корабле «Восток». В последующие годы были проведены несколько полетов многоместных космических кораблей. В 1965 г. состоялся первый выход человека в космос, осуществленный летчиком-космонавтом А. А. Леоновым. Полеты космонавтов открывали возможности для дальнейшего изучения космического пространства.

Р?сследователи добились значительных результатов РІ области кибернетики, электроники Рё вычислительной техники. Р—Р° труды РІ области квантовой электроники Рђ. Рњ. РџСЂРѕС…РѕСЂРѕРІ Рё Рќ. Р“. Басов — совместно СЃ американским физиком Р§. Таунсом — были удостоены Нобелевской премии. Р—Р° крупные научные достижения стали нобелевскими лауреатами академики Рќ. Рќ. Семенов (совместно СЃ американским исследователем РЎ. Хиншелвудом), Р›. Р”. Ландау, Рџ. Рђ. Черенков, Р?. Р•. Тамм, Р?. Рњ. Франк. Результаты исследовательских работ ученых-С…РёРјРёРєРѕРІ Рђ. Рќ. Несмеянова Рё Р?. Р›. Кнунянца получили широкое применение РІ народном хозяйстве. Вошли РІ практику выступления советских ученых РЅР° международных научных конгрессах Рё конференциях. Становилось очевидным, что разделявший Восток Рё Запад «железный занавес» начинал разрушаться.

XX съезд РљРџРЎРЎ создал предпосылки для формирования новых РїРѕРґС…РѕРґРѕРІ познания общества. Возможность ознакомления СЃ закрытыми прежде для исследователей документами способствовала позитивным сдвигам РІ общественных науках. Появились интересные публикации РїРѕ отечественной истории. Р?С… авторы пытались пересмотреть некоторые догматические оценки событий недавнего прошлого, ликвидировать «белые пятна» РІ науке («Очерки исторической науки РІ РЎРЎРЎР В», В«Р?стория Великой Отечественной РІРѕР№РЅС‹ Советского РЎРѕСЋР·Р°. 1941—1945 РіРі.В» Рё РґСЂ.). РќРѕ, как Рё прежде, РЅР° пути развития истории (так же как философии Рё СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё) стояли определенные установки Рё требования тормозившие ее освобождение РѕС‚ РґРѕРіРј Рё стереотипов.

Р’ начале 60-С… РіРѕРґРѕРІ делались попытки поставить РЅР° «научную» РѕСЃРЅРѕРІСѓ антирелигиозную пропаганду. Религия рассматривалась как главный противник научного мировоззрения, как пережиток прошлого Рё результат деятельности «буржуазной пропаганды». Р’ целях усиления атеистического воспитания граждан издавался журнал «Наука Рё религия», открывались Дома научного атеизма. Был создан Р?нститут научного атеизма РІ Академии общественных наук РїСЂРё ЦК РљРџРЎРЎ. Р’ вузах вводилась новая дисциплина — «Основы научного атеизма». Увеличивались тиражи антирелигиозной литературы. Р’СЃРµ эти меры, РїРѕ мнению властей, должны были способствовать воспитанию Сѓ советских людей научно-материалистического мировоззрения.

Литература и искусство

Решающее воздействие на развитие художественного творчества б послевоенные годы оказала победа Советской страны в Отечественной войне. Военная тема заняла большое место в литературных произведениях. Были опубликованы такие значительные книги о войне, как «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, повесть В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда». К теме Отечественной войны обращались писатели «фронтового поколения»— Г. Я. Бакланов, В. В. Быков. События военных лет были главной темой в творчестве многих кинодраматургов и кинорежиссеров («Подвиг разведчика» Б. В. Барнета, «Молодая гвардия» С. А. Герасимова и др.).

Вместе СЃ тем РІ литературе Рё искусстве конца 40-С… РіРѕРґРѕРІ появились произведения, искажавшие исторические события, прославлявшие главу государства Р?. Р’. Сталина. Р?С… появлению способствовала практика жестокого контроля над творчеством художественной интеллигенции СЃРѕ стороны партийно-государственных органов власти. Пример тому — переработка писателем Рђ. Рђ. Фадеевым после критики романа «Молодая гвардия». Причиной критики РєРЅРёРіРё было «недостаточное» отражение руководящей роли партии РІ организации сопротивления врагу РІ Донбассе РІ РіРѕРґС‹ Отечественной РІРѕР№РЅС‹.

Р’ литературе 50-С… РіРѕРґРѕРІ РІРѕР·СЂРѕСЃ интерес Рє человеку, его духовным ценностям. Р?Р· повседневной жизни СЃ ее коллизиями, сложными взаимоотношениями людей пришли РЅР° страницы романов герои Р”. Рђ. Гранина (В«Р?скатели», В«Р?РґСѓ РЅР° РіСЂРѕР·СѓВ») Рё Р®. Рџ. Германа («Дело, которому ты служишь», «Дорогой РјРѕР№ человек») Рё РґСЂ. Росла популярность молодых поэтов Р•. Рђ. Евтушенко, Рђ. Рђ. Вознесенского, Р‘. РЁ. Окуджавы. Литература пополнилась интересными произведениями Рѕ жизни послевоенной деревни (очерки Р’. Р’. Овечкина «Районные Р±СѓРґРЅРёВ» Рё «Записки агронома» Р“. Рќ. Троепольского). РЁРёСЂРѕРєРёР№ резонанс общественности получил роман Р’. Р”. Дудинцева «Не хлебом единым», РіРґРµ впервые была поднята тема незаконных репрессий РІ Советском государстве. Однако СЃРѕ стороны руководителей страны это произведение получило негативную оценку. Р’Рѕ время РѕРґРЅРѕР№ РёР· встреч СЃ деятелями литературы Рё искусства Рќ. РЎ. Хрущев подверг резкой критике автора Рё его роман. РќРѕ тема репрессий, сталинских лагерей РЅРµ ушла РёР· литературы. Наиболее значительным произведением РЅР° эту ранее запретную тему была повесть Рђ. Р?. Солженицына «Один день Р?вана Денисовича».

Сложными путями развивалась в послевоенные годы архитектура. В Москве было сооружено несколько высотных зданий, в их числе Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (1949—1953 гг., архитекторы Л. В. Руднев, С. Е. Чернышев, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков). Архитекторы участвовали в строительстве и оформлении станций Московского и Ленинградского метрополитена (А. В. Щусев, В. Д. Кокорин и др.). В те годы станции метро рассматривались и как средство эстетического воспитания людей. Отсюда использование для их оформления средств скульптуры и живописи. Художественное убранство многих станций не соответствовало их функциональному назначению, многократно увеличивало стоимость строительных работ. Архитектурные «излишества» присутствовали в некоторых построенных по индивидуальным проектам жилых и административных зданиях, домах культуры и здравницах. В конце 50-х годов с переходом к типовому строительству «излишества» и элементы дворцового стиля исчезли из архитектуры.

Р’ начале 60-С… РіРѕРґРѕРІ усилилось разоблачение «идейных шатаний» деятелей литературы Рё искусства. Неодобрительную оценку партийно-государственных лидеров получил художественный фильм Рњ. Рњ. Хуциева «Застава Р?льича». Р’ конце 1962 Рі. Рќ. РЎ. Хрущев посетил выставку работ молодых художников РІ РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРј Манеже. Р’ творчестве некоторых живописцев-авангардистов РѕРЅ увидел нарушение «законов красоты» или просто «мазню». Личное мнение РІ вопросах искусства глава государства считал безоговорочным Рё единственно правильным. РќР° состоявшейся позднее встрече СЃ деятелями культуры РѕРЅ подверг РіСЂСѓР±РѕР№ критике произведения РјРЅРѕРіРёС… талантливых художников, скульпторов, поэтов.

В целом годы «оттепели» благотворно отразились на развитии отечественной культуры. Общественный подъем этого времени содействовал становлению творчества деятелей литературы и искусства нового поколения. Расширение контактов в области науки, литературы и искусства с зарубежными странами обогащало культурную жизнь страны.




  1. svstar1989

    Эти РіРѕРґС‹ отличаются высочайшим культурным подъемом, несмотря РЅР° то, что деятельность РјРЅРѕРіРёС… людей находилась РїРѕРґ жестким контролем. РџРѕ сути, это парадокс, что развитие было высоким, Р° предпосылки для него были РЅРµ очень хорошие, РјСЏРіРєРѕ РіРѕРІРѕСЂСЏ…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.